Вчера постоянный представитель России в НАТО Дмитрий Рогозин заявил о том, что Россия может пересмотреть сотрудничество с НАТО в вопросе транспортировке грузов Альянса в Афганистан через территорию России и будет использовать этот вопрос в дальнейших переговорах по проблеме ЕвроПРО.
Время для такого заявления было выбрано как нельзя удачно. Напомним, что в минувшую субботу Пакистан перекрыл важнейший канал поставки грузов НАТО в Афганистан через свою территорию после инцидента с обстрелом блок-поста. 26 ноября несколько боевых вертолетов НАТО обстреляли пакистанский блок-пост в результате чего погибло 28 военных. Позже командование Альянса признала удар ошибочным, а власти Пакистана заявили о закрытии границы для грузов НАТО и потребовали от американцев в 15-дневный срок покинуть базу ВВС «Шамси».
Вопрос о том был ли удар по блок-посту действительно ошибочным или намеренным, пока остаётся открытым. Однако уже сейчас можно утверждать, что обострение отношений с Пакистаном оказалось для США крайне невыгодным. До настоящего момента большая часть грузов доставлялось в Афганистан именно по пакистанскому маршруту, так как этот путь был наиболее оправдан с точки зрения экономии. Даже несмотря на то, что диверсанты Талибана регулярно поджигали цистерны с горючим и разворовывали контейнеры с продовольствием, до 70% всех грузов все равно шло в Афганистан по этому маршруту.
Альтернативой пакистанскому маршруту является Северный транспортный коридор (СТК), пролегающий через Россию и бывшие среднеазиатские республики СССР. Доставка грузов по СТК является более дорогой и трудоёмкой, но единственно возможной альтернативой для НАТО. Поэтому сегодняшнее заявление Рогозина может стать тревожным сигналом для Вашингтона.
Само заявление пока что звучит как предупреждение, а не как ультиматум. «Ухудшение отношений между США и Пакистаном станет веским аргументом, который использует Москва в переговорах с Вашингтоном по ПРО», -- сказал Рогозин. По всей видимости, предполагается, что наши переговорщики воспользуются этим аргументом на предстоящем министерском заседании Совета Россия – НАТО, которое пройдет в Брюсселе 8 декабря.
Заметим, что попытка разыграть карту СТК предпринималась Россией и раньше, но до реального перекрытия канала дело не доходило. Первые разговоры об этом прозвучали в 2008 году, когда СТК существовал ещё как проект. Тогда после войны в Южной Осетии было приостановлено сотрудничество между Россией и НАТО. Посол России в Афганистане Замир Кабулов сказал что «ни один здравомыслящий человек не может рассчитывать на сотрудничество с Россией в одной части света, если в другой одновременно действует против неё». Позже проект СТК удалось реализовать, и транзит грузов через Россию начал осуществляться на коммерческой основе.
Напомним, что совсем недавно, в конце лета, появились слухи о том, что соглашение по СТК может быть пересмотрено Россией в качестве ответной меры на введение США т.н. «списка Магнитского».
Сегодня у России появляется ещё один повод для розыгрыша козыря СТК. Насколько удачно получится это сделать, зависит не только от мастерства наших переговорщиков, но и от того, будет ли Пакистан и дальше оставаться на своей жёсткой позиции по отношению к США. Хотя реакция Пакистана и признана беспрецедентной, это совсем не значит, что Исламабад не урегулирует вопрос в обмен на существенные уступки США, например, по вопросу Кашмира. Предвидя это, наши дипломаты, не спешат предъявлять Вашингтону категоричные требования по СТК.