Вчера в результате удара беспилотников ВВС США в Йемене по позициям боевиков «Аль-Каида» было уничтожено 20 человек. По некоторым данным, удары продолжаются до сих пор. Такая операция стала ответом на недавнее нападение боевиков «Аль-Каиды» на военную базу йеменских ВС, в ходе которого было убито 200 правительственных военнослужащих и несколько десятков захвачено в плен.
Вчера же исламские сайты распространили сообщение о смерти одного из лидеров йеменской ячейки «Аль-Каиды» Моххамеда Аль-Ханика от «неизвестной болезни». Однако ранее стало известно, что Аль-Ханик был задержан при обращении в одну из больниц Йемена, куда он попал с огнестрельным ранением. Предположительно это ранение он получил во время вышеупомянутой атаки на военную базу.
Тем временем ситуация в Йемене после отставки президента Али Абдаллы Салеха продолжает предсказуемо ухудшаться. На сервере страны не прекращаются вооруженные столкновения между суннитами и шиитами, юг же полностью перешел под контроль организации «Аль-Каида» на Аравийском полуострове».
По данным ООН Йемен находится на грани гуманитарной катастрофы и в срочной помощи там нуждается уже около 3 млн. человек.
Мы уже неоднократно писали о том, что дальнейшая дестабилизация Йемена с геополитической точки зрения выгодна США. Напомним, что беднейшая арабская страна, не располагающая значительными запасами ресурсов, представляет интерес исключительно своим географическим расположением. Пролив Баб-эль-Мандеб занесен правительство США в список семи стратегических узких мест мировой танкерной транспортировки нефти. Контролируя «узкое горлышко» Красного моря можно регулировать объем поставок нефти в Европу и Китай, а значит, и диктовать им свои условия.
Однако теперь хотелось бы обратить внимание и на еще одну деталь йеменского конфликта. Полномасштабная атака боевиков «Аль-Каиды» на военную базу правительства, которую с трудом можно назвать «терактом», а скорее профессиональной войсковой операцией, совпала по времени с объявлением, сделанным компанией «Total». Французский нефтяной гигант объявил о покупке 40% акций третьего участка месторождения Мариб в Йемене площадью около 3 тыс. кв. метров.
«Благодаря этому приобретению Total продолжит реализовывать стратегию расширения присутствия в Йемене», – заявил вице-президент подразделения Total на Ближнем Востоке Арно Брейак.
Напомним, что Total пришла в Йемен в 1987 году, как только там были открыты первые нефтяные месторождения. На данный момент экспорт нефти составляет 70% доходной части госбюджета, однако ее запасы не велики и стремительно сокращаются. Впрочем, Total планомерно наращивает уровень добычи, скупая права на разработку месторождений. Удивительно, но очевидные перспективы раздробления Йемена с образованием «исламского эмирата «Аль-Каиды» на юге страны, ни в коей мере не смущают французов и не влияют на уровень долгосрочных инвестиций.
Едва ли на территории Йемена действуют иные законы бизнеса, нежели во всем остальном мире, а значит, Total идет на осознанный риск и потенциальная выгода многократно превосходит возможные издержки. А какой же выгоде может идти речь в стране, где по официальным данным нет перспективных месторождений, а существующие вот-вот истощатся? Какая выгода может быть в стране, где единственный НПЗ закрыт, террористы проводят регулярные подрывы нефтепроводов, а нефтепродукты для внутренних нужд поставляет Саудовская Аравия в виде гуманитарной помощи?
Единственное логическое объяснение возвращает нас к появившейся в декабре 2010 года версии о том, что реальные запасы нефти в Йемене намного превосходят официально заявленные объемы. По некоторым данным, запасов месторождений Масила и Шабва достаточно для того, чтобы удовлетворить спрос на нефть во всем мире на 50 лет.
Данная версия просочилась в прессу сразу же после открытия месторождений в Йемене, которые заставили правительство этой страны ускорить процесс согласования контрактов по их разработке. Однако вскоре страну захлестнула волна «арабской революции», которая привела к той плачевной ситуации, которую мы наблюдаем сегодня.
Впрочем, «арабская весна» в Йемене разительно отличалась от аналогичных сценариев в Африке. Так США не применили насилие против действующего президента Салеха и не позволили революционным массам расправиться с «тираном», а буквально умоляли оставить свой пост, гарантируя полную неприкосновенность и политическое убежище. Переговорный процесс длился почти год, а Салех только с третьего раза выполнил свое обещание и покинул страну, сложив с себя полномочия.
Все это наводит на мысль, что в йеменском конфликте помимо географического фактора играет свою роль и нефтяной, а слухи об объемах месторождений не лишены оснований.
Обсуждение на odnako.org