Недавняя катастрофа российского самолета Суперджет 100 в Индонезии породила многочисленные разговоры о кончине отечественного авиастроения. Оставим за скобками моральное право критиков спекулировать на трагедии до конца расследования ее причин и обратимся к содержательной части вопроса. Как крушение Суперджет 100 повлияет на перспективы проекта и отрасли в целом?
Индонезия не отказывается и не откладывает покупку Суперджет 100
Сегодня представитель индонезийского перевозчика «Скай авиэйшн» заявил, что компания не будет откладывать покупку 12 российских авиалайнеров Суперджет 100, несмотря на катастрофу 9 мая.
«Контракт, который мы подписали, остается в силе», - говорится в заявлении.
Напомним, что до 2015 года индонезийская компания ожидает получить от нас 12 самолетов Суперджет 100 на сумму 380,4 млн. долларов. Еще один индонезийский авиаперевозчик «Картика Эйрлайнс» ожидает поставку 30 Суперджет 100 на сумму около 1 млрд. долларов.
Кстати, помимо этого, Индонезия не отказывается от закупок другой продукции Сухого – истребителей Су-30. Сумма сделки составляет 470 млн. долларов.
Сегодня же состоялась передача 8-ого самолета Суперджет 100 компании «Аэрофлот».
Всего портфель заказов «Гражданских самолетов Сухого» (ГСС) насчитывает 168 лайнеров на сумму более 5 млрд. долларов. Из них 74 самолета будут поставлены в Россию, 42 в Индонезию, 30 на Бермудские острова, 15 в Мексику. Относительно поставок еще 48 самолетов подписаны предварительные соглашения, относительно 26 – соглашения о намерениях.
Таким образом, истерика раздутая СМИ с подачи рейтингового агентства Fitch, опять оказалась преждевременной. Решение «Скай авиэйшн» не откладывать покупку самолетов косвенно указывает на то, что сами индонезийцы исключают версию крушения Суперджет 100 из-за технической неисправности.
Другие перспективы нашего авиапрома
Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК) планирует создать широкофюзеляжный дальнемагистральный пассажирский самолет. Соответствующий проект будет представлен к 2013 году.
Помимо этого к 2020 году в Ульяновске должно быть восстановлено строительство грузовых самолетов Ан-124 «Руслан». Ранее Д.Рогозин заявлял, что ОАК намерена до 2020 года произвести 60 таких самолетов (цена одного – 300 млн. долларов).
Всего до 2020 г. ульяновский завод «Авиастар-СП» должен построить около 100 воздушных грузовиков «Ил 476», а также как минимум до 2016 года серийно производить пассажирский лайнер «Ту-204 СМ». В данный момент завод готовится к выполнению заказа Минобороны по модернизации и продлению ресурса самолетов Ан-124, принадлежащих российской военно-транспортной авиации.
Контракт обеспечит завод дополнительной загрузкой производственных мощностей и персонала. Кроме этого, завод, проводя подобную работу, подготовится к восстановлению производства легендарных «Русланов».
Напомним, что Ан-124 «Руслан» не выпускается серийно с 2004 года. До сих пор остается мировым рекордсменом по грузоподъемности среди самолетов — до 150 тонн. При этом такая машина крайне востребована в мире. Например, российская компания «Волга-Днепр» благодаря этим самолетам загружена работой по доставке грузов НАТО в Афганистан. Только эта компания готова в среднесрочной перспективе закупить 40 «Русланов», 10 самолетов заявлено для российских военных, проявляют интерес иностранные покупатели.
Проблем хватает
Конечно, вышеописанные планы относятся к разряду сверхамбициозных. И дело тут не только в огромных инвестициях, необходимых для их реализации, но и в текущем состоянии отрасли.
Проблема номер один – это кадры. Ситуация здесь мало чем отличается от ситуации в российской промышленности в целом. Старые профессионалы уходят – молодые не приходят. Руководство ульяновского завода обещает за 8 лет увеличить численность сотрудников вдвое, а региональные власти обеспечить молодых сотрудников жильем. Но гораздо труднее решить проблему квалификации кадров, основой которой служит опыт. При грандиозных планах строительство по 30 машин в год, ульяновский завод пока выпускает только 3.
Другая проблема – восстановление цепочки поставщиков для производства. Например, в строительстве того же «Руслана» принимали участие до 500 предприятий-поставщиков комплектующих. Значительная часть их уже не существует или не способна произвести продукцию нужного качества. Кстати, во многом именно этот факт стал причиной такого большого числа иностранных комплектующих в конструкции Суперджет 100.
Таким образом, восстановление авиационной промышленности даже при беглом взгляде представляется настоящей сверхзадачей для нашей страны. Немало скептиков считают ее невыполнимой или вовсе ненужной.
Действительно, решить ее непросто, однако не стоит забывать, что разрушенная за последние десятилетия отрасль когда-то возникла и вовсе из ниоткуда. А точнее - из упорного труда и твердой решимости выполнить задуманное.
Обсуждение на odnako.org