Никогда этого не делал, но сейчас настоятельно советую посмотреть этот выпуск. Особенно сюжет о ваххабизме в России.
Ситуация в Сирии остается напряженной. И дело тут не в военных успехах бандитов, а в ухудшающемся международном фоне. На этой неделе вновь заговорили о сирийском химическом оружии и военной интервенции. Мы уже отмечали, что чем хуже дела у повстанцев, тем на более радикальные шаги готов Запад. Вот и теперь Барак Обама пригрозил адекватными мерами в случае, если химическое оружие Асада выйдет из-под его контроля. В этом его поддержал британский премьер Дэвид Кэмерон. А следом и Франция присоединилась к угрозам, предложив ввести над Сирией бесполетную зону, как это было сделано в Ливии.
То есть почву для провокации с химическим оружием продолжают готовить, как один из вариантов оправдывающих иностранную интервенцию. Схема не новая, но эффективная. Можно провести диверсию с химическим оружием в одном из сирийских городов, обвинив в атаке Асада. Можно организовать атаку боевиков на склады с химическим оружием, и под предлогом защиты оружия от террористов, начать военную операцию. Да что угодно, лишь бы получить повод для удара по армии Асада.
Есть информация о том, что на территории Израиля и Иордании спецвойска США приведены в полную боевую готовность, для выполнения спецоперации по захвату складов сирийского химоружия. Однако подтверждений этому пока нет.
Любопытен и еще один момент. Все больше сирийских боевиков, отказываются выступать под камуфляжем борцов за демократию, и открыто переходят в отряды исламских радикалов. При этом они заявляют: «Аль-Каида» поддерживает нас больше, чем Запад, а значит, и воевать мы будем вместе с ними». И это очень тревожный фактор. Известно, что ваххабитские отряды в Сирии стремительно пополняются наемниками из Ливии, Ирака, Афганистана, Йемена и других стран. Даже чеченцы успели отметиться в сирийском конфликте. Недавно в Сирии был уничтожен Рустам Гелаев, сын чеченского боевика Руслана Гелаева, уничтоженного российскими пограничниками в 2004 году.
Ваххабитский интернационал
В последнее время мы фиксируем рост активности террористов на Северном Кавказе, в Татарстане и Казахстане. Всю неделю Дагестан, Ингушетию сотрясали дерзкие теракты. В Татарстане трое исламистов при неудачной попытке смастерить бомбу подорвались на ней в автомобиле. Кстати, один из них, по имени Азат совсем недавно мелькал в нашем выпуске. Это кадры 39 выпуска нашей передачи с митинга татарских исламистов в Казани. Недавно же был проведен новый митинг, несмотря на предупреждения и запрет властей. Когда полиция приступила к разгону исламистов, последовала вот такая реакция. Складывается ощущение, что это не центр России, а одна из стран «арабской весны».
В том насколько серьезна угроза усиления ваххабитов в России и как на нее реагирует власть, нам поможет разобраться наш эксперт.
С нами на связи Яна Амелина - начальник Сектора кавказских исследований Российского института стратегических исследований.
- Яна, здравствуйте! Скажите, есть ли на данный момент связь между ваххабитами Северного Кавказа и Поволжья?
- Да, есть, конечно. И не на данный момент, а она уже несколько лет достаточно хорошо налажена. Сначала идеологически, а сейчас есть подозрения, что она налаживается организационно. В любом случае это должно случиться рано или поздно, и не только между кавказскими и поволжскими [ваххабитами], но и поволжскими и среднеазиатскими и так дальше.
- Скажите, после громких преступлений в Татарстане осознала ли власть реальность угрозы? Нет ли у вас ощущения, что проблема по-прежнему недооценивается?
- Ощущение такое, что все это хотят на тормозах спустить. Не хотелось бы, кончено, в это верить, но реально оказывается, что это так пока. То есть власть даже такие ясные сигналы не воспринимает. Это странно.
- Как вы считаете, с чем это связано? С бюрократической неповоротливостью или с лоббированием?
- Несомненно, с лоббированием с одной стороны, с другой с проникновением исламистов во властные структуры. Во властные структуры, в правоохранительные органы. И вот последние полтора года нам дают достаточно много информации, которая, к сожалению, подтверждает этот факт. Причем, на федеральном уровне и на уровне многих регионов. К сожалению, надо это признать, что на уровне властных структур существует много людей, которые сочувствуют исламистам или делают, то, что они от них хотят.
Сейчас ощущение такое, что идет лобовое столкновение. В частности между исламистами и их противниками в широком смысле слова. Не только религиозными противниками, но и всеми людьми, которые не приемлют исламизм как таковой по разным причинам. Но общих сил по-прежнему не хватает. Эта ситуация меня несколько удивляет и смущает. Странно, что люди, которых это прямо касается, никак не могут осознать опасность. В общем и целом, поэтому неблагоприятный прогноз. А вот эти ребята ничего не боятся и действуют. Ощущение такое, что та сторона движется вперед, она перешла к регулярным действиям, в т.ч. как в Татарстане, а мы все ищем какие-то ответы. То есть мы в положении догоняющего, а это паршиво, особенно с их пассионарностью.
Есть у революции начало…
Продолжаем наш традиционный обзор стран победившей «арабской революции». На этот раз обратимся к Египту. Напомним, что здесь в результате свержения Хосни Мубарака к власти пришли «Братья-мусульмане» и президент Муххамед Мурси, получивший колоссальные полномочия. Именно за это египтяне весь прошлый год разбивали друг другу лбы, бились с полицией и крушили витрины. И что же теперь?
В конце недели в Каире вновь вспыхнули беспорядки. Толпа недовольных новой властью попыталась прорваться к президентскому дворцу. Но была остановлена военными. Незадолго до этого на известной площади «Тахрир» разгорелось целое сражение между сторонниками и противниками нового президента. Военным пришлось блокировать все улицы, ведущие к зданию МВД и минобороны. Аналогичная драма разыгралась и в Александрии.
Чем же недовольны египтяне сегодня? Возможно, катастрофическим положением экономики. «Арабская весна» не только не решила ее проблемы, но и усугубила ее плачевное положение. Не спасли даже почти 6 млрд. долларов, которые Египет назанимал после революции. Теперь власть просит у МВФ еще 5 миллиардов. И это даже не Греция. В Египте на гране голода находятся 3 миллиона человек. Речь идет о жителях северного Нила, которые раньше существовали на субсидии от государства. Увы, оказалось, что новая власть не способна поддерживать прежний уровень социальных гарантий. И есть все основания полагать, что «арабская весна» в Египте еще далеко не окончена.
Кадр недели
Сегодня в наши руки вновь попало видео из Сирии. Правда на этот раз дело серьезное и нам не до шуток. Эти кадры поступили к нам по линии разведки и свидетельствуют о том, что в Сирию на борьбу с Башаром Асадам прибыла одна из самых страшных бригад моджахедов «Аль-Хумурун». Ее участники имеют солидный опыт работы на стройках в Москве и Санкт-Петербурге, поэтому их лица скрыты. Как вы видите, эти безжалостные борцы с режимом вооружены новейшими образцами стрелкового оружия: гранатами-баклажанами, перцемётами и переносными зенитно-кабачковыми комплексами. По нашим данным это и есть то нелетальное оружие, которое поставляет повстанцам Франция. Ну, по крайней мере, мы можем быть спокойны, что бойцы не опустят баклажан в трубу не той стороной или не получат рикошет от перца.