«Действие фильма разворачивается в недалеком будущем. Американцы, окончательно утвердив демократические ценности и свободы в среде талибов, пуштунов, суннитов, шиитов, жителей ближнего зарубежья, жителей затерянной в пучине Атлантиды и в колониях простейших микроорганизмов, двинули свою миссию в глубины космоса. Подняв со дна океана обломки сгоревшей станции «Мир», они создали на ее основе превосходную космическую флотилию и устремили всю ее мощь к сказочной планете Пандора. На планете живет дикий, необразованный народ, нуждающийся в срочной демократизации. С самых первых кадров фильм поражает смелым решением – в нем начисто отсутствует традиционный для жанра седовласый мистер Президент, который в конце ленты должен принять тяжелое решение и уничтожить миллиард человек. Нет в фильме и уже привычного советскому зрителю шутника-негра, вечно попадающего в забавные ситуации. Но, между строк явственно читается – есть и президент и шутник-негр. Это Барак Обама Младший, да святится имя его, с помощью современных технологий выращенный из мизинца своего легендарного отца, трижды лауреата Нобелевской премии за вклад в развитие мира, ядерной физики и квантовой механики, так же награжденного орденом «Трудового Красного Знамени» и «Ударника Социалистического Труда», превосходного исполнителя танцев уанстеп и шимми – Барака ибн Хусейна Старшего.
Вместо президента есть главный герой - простоватый американский десантник, умеющий считать до десяти и виртуозно обращаться с МР3-плеером. К сожалению, во время предыдущей освободительной компании талибы ранили его в спину, и он лишился возможности передвигаться на своих ногах. Поэтому он гоняет по космической базе на допотопной инвалидной коляске с ручным приводом. На фоне гигантских шагающих роботов и удивительных летающих аппаратов странно видеть это чудо техники. Вероятно, сценарий дописывался уже во время съемок и инвалидность главного героя придумали в самый последний момент, поэтому и не успели нарисовать ему современную летающую коляску на атомном двигателе. Ну, да ладно, хорошо, что хоть не на колодках. Кстати сказать, своим недугом герой чем-то напоминает легендарного Фореста Гампа, который, впрочем, не имеет с ним больше ничего общего.
Итак, работа паренька заключается в том, чтобы лежа в барокамере, управлять точной копией жителя Пандоры, должен проникнуть в их центр, узнать расположение орудий, укрепительных сооружений и подготовить наступление. Схема старая, когда-то подобным образом в Советский Союз был запущен Андрей Макаревич и Юрий Андропов. Последнего, правда, пришлось экстренно отключить из-за появления более современной и соответствующей планам Запада разработки – Михаила Горбачева.
Паренька на базе встречают добрые американские морпехи, которые по старой афганской привычке называют его «духом» и злой полковник как две капли воды похожий на всех злых полковниках в американских фильмах.
Очень скоро, не выдержав издевательств и побоев со стороны сослуживцев, наш герой сначала решает расстрелять всех из автомата, потом повеситься, потом написать жалобу в комитет солдатских матерей, но потом просто дезертирует из части в теле голубожопого туземца. Сцена, где он сначала неумело на негнущихся синих ногах пробует разогнаться, а потом бежит все быстрее и быстрее, рассекая воздух, опять отсылает нас к образу Фореста Гампа.
Добежав до джунглей, герой встречается с коренными жителями, которые приводят его в центр своего кишлака и сперва хотят забить камнями как иноверца, но потом вдруг передумывают, потому, что иначе не было бы фильма за 100 миллиардов долларов.
Одновременно с этим становится понятно, что американцы пришли не только насадить демократию, но и завладеть ценнейшим ресурсом в виде летающих камней. Такой ресурс, как назло, расположен под самой деревней туземцев, из которой они, естественно, не хотят никуда переезжать. Вопрос можно решить двумя путями: либо построить рядом современный город с небоскребами, школами, больницами и университетами, чтобы переселить туда туземцев, либо пострелять их всех к едрене-фене. Экономически оправданным оказывается второй вариант, и злой генерал готовит операцию под кодовым названием «Буря в деревне». В этот момент зрителю становится понятным глубокий антимилитаристский подтекст фильма. Кроме того, федерация баскетбола просит полковника наловить им пару десятков долговязых синих мужиков, для комплектации национальной сборной.
Между тем, прожив в деревне один день, герой проникается простой и мудрой жизнью здешнего народа. Он обращается в их веру, отсекает себе безопасной бритвой «Жилет» крайнюю плоть, отращивает бороду и долго, сосредоточено читает молитву, перед тем как заколоть зеленого ящера на обед. Возвратившись на свою базу, он выступает с резким протестом против милитаристских планов полковника и одновременно с этим показывает на схеме расположение туземных блиндажей, схронов с оружием и доверительно рассказывает о главной святыне – огромном вечнозеленом дереве, что растет в центре поселка. За это полковник обещает бесплатно приделать к его коляске электро-моторчик, работающий от двух пальчиковых батареек, но герой опять пускается в лес, где под музыку, странным образом напоминающую знаменитый шлягер прошлых лет «Майн хард виль гоон», соблазняет своим длинным синим семенником очаровательную туземную принцессу. Прознав про это, принцесин папа хочет сделать нашему герою секир-башка, но вовремя останавливается, осознав, что в этом случае не будет фильма с рекламным бюджетом в пятьсот тысяч миллионов.
Полковник, подталкиваемый своими алчными спонсорами и Бараком Обамой Младшим, да святится имя его, бросает на деревню всю мощь крылатых ракет «Томагавк» и вертолетов «Апач». Священное дерево обливают напалмом, и в кровавых отблесках бушующего пламени злобно смеется сатанинским смехом полковник, размешивая при этом чай и просматривая пришедший с большой земли свежий номер плейбоя. Наш герой в своем реальном убогом теле похищает с базы вертушку и устремляется на помощь туземцам, чтобы вдохновить их на священную войну и сбросить оккупантов в океан».
И с этого момента начинается самое интересное! Я достаю из кармана мобильник и два раза раскладываю пасьянс «Свободная ячейка». Потом, проведя короткое совещание с друзьями, мы, выражая коллективный протест имперским настроениям Запада, выходим из жующего и чавкающего кинозала, так и не узнав, чем же закончился этот потрясающий фантастический фильм.
«Аватар» - это трогательное и местами наивное кино про нелегкую жизнь американских спецэффектов. Героев в этом фильме нет. Если в «Титанике» хотя бы был симпатичный паренек, умеющий при том рисовать голых теток на промокашках, то десантник-дегенерат не вызывает никакого сопереживания, тем более в виде синего долговязого гуманоида. На кой хрен снимали эту муть, остается загадкой. Через год придумают новые спецэффекты и про «Аватара» дружно забудут. Хотя нет, про него забудут через неделю. Туда ему и дорога.
.